Полагаясь на наш опыт и практику восстановления данных, мы классифицируем все неисправности и опишем методику восстановления данных для каждого конкретного вида неисправности:
Логическая неисправность
Самой обыкновенной неисправностью жесткого диска является логическая неисправность, то есть повреждение файловой системы.
Симптомы:
- жесткий диск определяется в BIOS корректно;
- проверка поверхности проходит успешно;
- параметры SMART в норме;
- операционная система предлагает отформатировать диск, на котором находятся данные;
- некорректное завершение программ работающих с файловыми системами и разделами (переразбиение разделов на лету).
Работы проводимые при восстановлении данных:
- Сканирование диска специализированным программным обеспечением и восстановление данных в соответствии с результатами сканирования;
- Восстановление структуры каталогов файловой системы;
- Восстановление данных в RAW формате (поиск файлов по заголовкам (GREP, сигнатура).
Выход из строя электроники жесткого диска
Следующая свойственная неисправность – это выход из строя электроники. Электроника выходит из строя обычно по двум причинам, это плохое электропитание и статика.
Симптомы:
- жесткий диск не раскручивается и не издает никаких звуков;
- на плате электроники имеются ярко выраженные следы горелости и видны разрушенные элементы;
- Работы проводимые при восстановлении данных:
- ремонт электроники;
- замена электроники от другого диска.
Внимание: современные диски содержат на плате электроники ПЗУ, которое является уникальным для каждого конкретного диска и содержит в себе адаптивы для доступа к служебной информации. В случае выгорания ПЗУ или процессора с внутренним ПЗУ на плате, то подбор необходимого ПЗУ может стать не просто длительным и сложным процессом, но даже невыполнимой задачей.
Нарушение целостности служебной информации
Еще одной типичной неисправностью является нарушение целостности служебной информации. Жесткий диск представляет собой миникомпьютер, содержащий ПЗУ, ОЗУ и процессор, действующий под управлением собственной операционной системы. Операционная системы располагается на блинах в недоступном для пользователя месте. Она называется служебной информацией и имеет еще ряд названий: микрокод, модуль, ресурс, служебка и фирмварь.
Структура служебной информации подобна у каждого производителя жестких дисков, но способы доступа и возможность выполнения работ сильно отличается в зависимости от производителя и модели диска, и иногда представляется достаточно непростой задачей.
Микрокод содержит модули, отдельный модуль определяет работу жесткого диска и может оказывать различное влияние на его работу, в зависимости от производителя и модели. Модули служебки жесткого диска можно условно классифицировать по категориям и оценить по степени влияния на целостность пользовательскими данными:
Название модуля |
Назначение |
Критичность для доступа к данным |
Способы восстановления |
очень критичные |
|||
адаптивы |
содержит настройки БМГ, уникален для каждого жеского диска |
несовпадение адаптивов приводит к значительному ухудшению качества чтения данных, вплоть до невозможности чтения одной или несколькими головками |
подбор от других жестких дисков или настройка вручную |
дефект листы |
содержат списки плохих секторов и дорожек, на которые не осуществляется запись данных |
утрата дефект листов, является критичной для функционирования жесткого диска и приводит к нарушению доступа к пользовательским данным |
восстановление из заводской копии (при наличии), обнуление и последующее наполнение дефектами до восстановления доступа к пользовательским данным |
транслятор |
содержит список соответствия секторов пользовательской области (LBA) и физической области с учетом пропусков секторов и дорожек, занесеных в дефект листы |
разрушение или слет транслятора приводит к полному или частичному нарушению доступа к данным |
пересчет транслятора при условии целостности дефект листов, сборка транслятора вручную при отсутствии дефект листов |
не очень критичные |
|||
модули оверлеев |
необходимы для функционирования внутренней операционной системы диска |
разрушение приводит к неработоспособности жесткого диска и соответственно невозможности доступа к пользовательским данным |
запись модулей от точно таких же моделей с одинаковой версией служебной информацией |
модули SMART |
содержат информацию о состоянии жесткого диска |
при разрушение может блокироваться доступ к пользовательским данным или инициализация происходит длительное время |
запись модулей от точно таких же моделей |
логи работы внутренней операционной системы |
содержат логи работы внутренней операционной системы |
при разрушение может блокироваться доступ к пользовательским данным или инициализация происходит длительное время |
запись модулей от точно таких же моделей |
не критичные |
|||
модули и логи selfscan |
содержат модули, необходимые для проведения заводского тестирования |
не критичны для работы в пользовательском режиме |
могут применятся для восстановления вышеописаных модулей |
Симптомы:
- жесткий диск раскручивается и рекалибруется нормально;
- в BIOS определяется заводским семейством;
- в паспорте отдается серийный номер, отличающийся от нанесенного на гермоблоке;
- попытка проверки поверхности заканчивается сразу неудачно.
Работы проводимые при восстановлении данных:
- восстановление модулей специализированным программным обеспечением (комплекс РС3000, комплекс HRT, самописное ПО).
Внимание: необходимо обратить внимание, что причиной разрушения служебной информации может быть деградация БМГ и процесс восстановления служебки может оказаться недостаточен, для восстановления информации придется прибегнуть к процедуре замены БМГ.
Деградация поверхностей или блока магнитных головок
Часто встречающейся неисправностью является деградация поверхностей или блока магнитных головок (одной или нескольких) или второе название- BAD блоки. Данный дефект может стать результатом длительной и неправильной эксплуатации диска, например при перегреве.
Сиптомы:
Невозможность копирования файлов (операционная система выдает сообщение об ошибке контрольной суммы);
- увеличение значения атрибута SMART (количество переназначенных секторов);
- очень медленная работа диска;
- при проверке поверхности утилитами (напр. MHDD, Victoria) выявляются ошибки при чтении поверхности;
- при загрузке ПК выдается сообщение об необходимости бекапа данных и замены диска.
Работы проводимые при восстановлении данных:
- вычитывание диска в образ, с использованием алгоритма пропуска BAD блоков;
- вычитывание с помощью различных технологических команд BAD блоков;
- восстановление информации из образа с формированием списка файлов на которые «попали» BAD блоки.
Обращаем внимание, что для некоторых типов файлов наличие неправильных или пропущенных секторов в теле файла, не всегда бывает критичным. Например, множество файлов Word, Excel, AVI,Jpg и д.р откроются безо всяких проблем при таком способе восстановления данных.
Залипание головок
Другой дефект, о котором будет идти речь – залипание головок. До того, как на жесткий диск подается питание, головки пребывают в парковочной зоне.
Известны два типа парковочных зон:
- Парковочная зона на блинах, на внутренней части диска.
- На специальной парковочной площадке за внешней частью диска.
При наступлении рабочего состояния диски набирают нужные обороты, головки выходят из парковочной зоны в рабочую и «летят» над поверхностью. Расстояние между блином и головкой незначительное, намного меньше человеческого волоса. Залипанием головок определили такую ситуацию, когда головка находится в рабочей области, говоря прямо – посередине блина, и в этот момент диски не вращаются. Головки прилипают к поверхности, тем самым не дают разогнаться двигателю, у последнего не набирается мощность, чтоб отсоединить головки от поверхности. Данный дефект возникает в большинстве случаев вследствие удара, например, когда диск уронили.
Симптомы:
- в момент подачи питания слышны попытки двигателя раскрутится;
- иногда слышны звуки позиционера, пытающегося вернуть головки в парковочную зону;
- Работы, проводимые при восстановлении данных:
- вывод с помощью специального инструмента головок в парковочную зону;
- считывание диска в образ;
- восстановление информации из образа.
К несчастью на современных дисках вывод головок в паковочную зону редко заканчивается результативно. Принцип подвеса головок на таких дисках очень нежный, в момент отсоединения головки от поверхности всегда есть вариант, при котором произойдет нарушения системы подвески одной или нескольких головок. При неудачном выводе головок и их повреждении, необходимо применять процедуру замены БМГ.
Неисправность блока магнитных головок
Дефектом БМГ определяют состояние, когда одна или несколько головок на БМГ не читают или не пишут информацию абсолютно.
Симптомы;
- при включении диск не определяется BIOS совсем или определяется неправильно;
- при включении диска раздаются не характерные звуки, чаще всего удары или скрежет;
- информация с диска не копируется вообще.
Работы, проводимые при восстановлении данных:
- подбор донора (донор это точно такой же диск как и неисправный, то есть должны совпадать производитель диска, марка и модель диска, а так же еще некоторые параметры в зависимости от производителя диска, так например на дисках производства Maxtor должны совпадать буквы в конфигурации диска)
- замена неисправного БМГ на исправный;
- считывание образа диска;
- извлечение информации из образа.
Если диск большого объема и количество головок превышает трех, в таких случаях нередко при замене голов данные читают не все головки, или читают не постоянно, с нарушениями. В данной ситуации информация считывается путем определения из нескольких БМГ единственного, с самыми лучшими параметрами и последовательного вычитывания с каждой головки отдельно.
Вмятины, царапины, сколы.
Сколы, вмятины, царапины относятся к дефекту, при котором на поверхности блина имеются физические повреждения. Вследствие таких повреждений перестает функционировать БМГ. Если вы столкнулись с такой неисправностью, то восстановление информации будет сложным и трудоемким процессом. Порядок выполнения таких работ идентичен процедуре замены БМГ, кроме того, что специалист помимо стандартных действий всячески старается не допустить попадания рабочих головок в зону вмятины, царапины или скола.
При считывании информации с диска её невозможно восстановить полностью, в полном объеме, если она была записана в поврежденной зоне. За время восстановления информации зачастую расходуется не один комплект БМГ.
Клин шпинделя двигателя
К одной из наиболее сложных неисправностей относится клин шпинделя двигателя. Такой дефект может возникнуть от удара, вследствие падения жесткого диска, однако встречаются случаи клина в результате износа.
Симптомы:
- при включении жестких диск издает жужжащие звуки;
- двигатель не раскручивается.
Работы, проводимые при восстановлении данных:
- перестановка блинов несправного диска в корпус исправного диска;
- перестановка блока магнитных головок в банку исправного диска (в случае если они исправны);
- если БМГ неисправен, то подбор донора (донор это точно такой же диск, как и неисправный, то есть должны совпадать производитель диска, марка и модель диска, а так же еще некоторые параметры в зависимости от производителя диска, так например на дисках производства Maxtor должны совпадать буквы в конфигурации диска);
- установка исправного БМГ;
- считывание образа диска;
- извлечение информации из образа.
Подводя итог, следует отметить, что чаще всего при проведении работ специалист сталкивается не с одним дефектом, а с целым комплексом неисправностей. Например, залипание головок сопровождается заменой БМГ. Клин двигателя сопровождается заменой БМГ и наличием царапин на поверхностях и так далее.